Тольяттинский троллейбус: живее всех живых

Тольятти, второй город Самарской области по многим показателям. Но это не означает, что в городе нет проблем. Их в Тольятти более, чем достаточно. И одна из транспортных проблем Тольятти – это троллейбусы. Они представляют собой головную боль как для городских властей (троллейбусное хозяйство нужно содержать, а денег на это в бюджете города нет), так и для горожан (происходит постоянное сокращение маршрутной сети троллейбусов и автобусов, а пересаживаться на «маршрутки» горожане не желают).



Но прежде, чем переходить к обсуждению тольяттинской троллейбусной проблемы, хочу сказать пару слов о вчерашнем событии. Наше сообщество в социальной сети «Вконтакте» подружилось с тольяттинским сообществом «Тольяттинцы за троллейбус» (https://vk.com/tlttrollbus). На этой почве я и решил написать статью, посвящённую проблеме троллейбусов в Автограде. Тем более, что в самарские СМИ регулярно «просачиваются» троллейбусные новости Тольятти, что позволяет быть в теме даже не выезжая на место.

Для анализа действительности наилучшим образом подходит анализ прошлого. Вот данные из телефонного справочника «Автоград 2008», купленного в газетном киоске за каких-то 90 рублей. Мягкий переплёт, формат А5, издательство «Бизнес-медиа». Все картинки кликабельны.

Общий вид троллейбусной сети:

Подробности по каждому маршруту:

Какие выводы отсюда следуют?
1. Троллейбусная сеть едина и охватывает весь город. Троллейбусы ходят во всех трёх городских районах.
2. На весь Тольятти насчитывается 22 троллейбусных маршрута. Это при том, что за всю историю самарского (куйбышевского) троллейбуса маршрутов было 24, а одновременно работало не более 20 троллейбусных маршрутов.
3. Поражает воображение количество троллейбусных маршрутов на ВАЗ. Но почему-то все они ходили только до диспетчерского пункта «КВЦ». Почему-то до «ПТО» троллейбусы не ходили.
4. В справочнике не указан троллейбусный маршрут №57* (укороченная версия маршрута), который многие источники указывали под номером 57к. Вероятно, авторы справочника просто не пожалели тратить целую строчку таблицы на «особые» рейсы, выполнявшиеся только в межпиковое время.
5. В справочнике не указан маршрут №24. Но есть маршрут №18. Возможно, в то время действительно не было ещё 24-го троллейбусного маршрута. А, может, и был.
6. Также не указан троллейбусный маршрут №25э, который работал только в «кладбищенские» дни, возил горожан до кладбища. Но его отсутствие в списке ещё как-то объяснимо.
7. В нумерации маршрутов троллейбуса имеются пропуски. Нет маршрутов с номерами: 6, 16, 17, 20.
8. Возвращаясь к выводу №2, можно сказать, что за всю историю Тольятти было не менее 29 троллейбусных маршрутов. Для сравнения, это на 4 маршрута больше, чем в настоящее время действует троллейбусных маршрутов в двух других троллейбусных городах Самарской области – Самаре и Новокуйбышевске – вместе взятых. На этом основании, Тольятти можно было бы считать троллейбусной столицей Самарской области.

А теперь публикую список действующих троллейбусных маршрутов Тольятти, актуальный на лето 2017 года:

Всего сейчас в Тольятти действует 8 троллейбусных маршрутов. Для сравнения, в Самаре сейчас имеется 14 троллейбусных маршрутов, в Новокуйбышевске – 11. Не хочу обижать тольяттинцев, но Новокуйбышевск, население которого в 6,9 раза меньше населения Тольятти, «сделал» Автоград в троллейбусном плане. Это позор! Но позор не города и горожан, а позор тольяттинских городских властей.

Но что произошло? Каковы причины такого варварского уничтожения советского наследия в виде троллейбусного движения? Вот ещё немного информации. Как и в Самаре, в Тольятти имелось 3 троллейбусных депо. Сейчас осталось одно, Третье. Депо №1 и депо №2 ушли в историю. При этом, автоинформатор в троллейбусе 7-го маршрута по-прежнему объявляет остановку «Депо №1». Вот такая своеобразная издёвка: остановка имени депо, которого нет. Интересно, как тольяттинские троллейбусники реагируют на это, каждый раз слушая информатор и проезжая мимо? Лучше не представлять, иначе придётся бежать в ближайшую аптеку и скупать весь запас валидола…

Уничтожение тольяттинского троллейбуса шло целенаправленно в течение длительного времени. Помню свои первые поездки в Тольятти в 2007 – 2008 годах. По улицам города ходили троллейбусы в таком ужасающем на вид состоянии, что мне было страшно даже подходить к ним, не то чтобы садиться и ехать. Даже внешнее состояние икарусов, работающих на маршрутах АвтоВАЗа, было наблюдать намного приятнее. Изредка попадавшиеся мне на тольяттинских улицах ржавые пустые троллейбусы отложились в моей памяти как нечто из загробного мира.

В последующие годы СМИ периодически писали о проблемах тольяттинского троллейбуса. Постепенно сокращалась троллейбусная маршрутная сеть. Росли долги «ТТУ» перед энергетиками. Несколько раз из-за просроченной задолженности троллейбусы вообще не выходили на линию, поскольку контактная сеть была обесточена. И каждый раз чиновники «скребли по сусекам», чтобы троллейбусы могли вернуться в строй. Очередное закрытие троллейбусного движения в Тольятти намечалось на 7 июня 2017 года. Тогда я приехал в Тольятти, чтобы сделать то, чего никогда не делал – покататься на тольяттинских троллейбусах.

Прошло полгода, а я помню этот день, как будто это было вчера. Как обычно, я приехал в Тольятти самым дешёвым способом – на «газели» маршрута №392. Высадившись на остановке «Рынок Комсомольского района», я стал ожидать троллейбус маршрута №21. Вместе со мной на остановке стояла бабуля. Наконец, спустя немногим более 10 минут, она подошла ко мне и спросила, какой маршрут я жду, может, подскажет не. Я ответил ей, что жду троллейбус. В ответ я услышал фразу из трёх слов: «Хы! Ну и жди!». Причём эта фраза была произнесена не то с ухмылкой, не то с издёвкой. Бабуся уехала на маршрутке.

Почти 25 минут ожидания на остановке принесли ожидаемые плоды. Пришёл мой троллейбус. Это был обычный «ЗиУ». В троллейбусе ехали дедушка и кондуктор. После меня дедушка вышел, а новых пассажиров в троллейбусе почти не было. После меня в троллейбус зашло и вышло от силы человек 5. На речной вокзал я приехал один.

Оказавшись на конечной станции троллейбуса, я обомлел. Оказалось, что в Тольятти есть не только старые ржавые «ЗиУ». Здесь троллейбусный рай! Несчётное количество троллейбусов «Мегаполис» и «Оптима» меня просто свели с ума. Но по-настоящему потряс моё воображение троллейбус «ЛиАЗ-5256».

А вот троллейбусный маршрут №7 оказался вполне востребованным среди горожан. Заполнение салона троллейбуса – по сидячим местам + несколько стоящих пассажиров. Это значит, что в часы «пик» в троллейбус «семёрку» можно и не попасть. В «семёрке я доехал до Горсада и поехал обратно тем же путём.

Что ещё удивило в тольяттинских троллейбусах – так это автоинформаторы. В Самаре они тоже есть, но кроме названий остановок они не говорят ничего полезного. В Тольятти же всё для людей в буквальном смысле слова. И про налоги напомнили, и про правила перевозки детей и багажа рассказали, и тарифы на сезонки озвучили. Но самое главное – автоинформатор объявляет информацию о маршруте: номер, конечные, путь следования, время отправления первых и последних рейсов с обоих конечных, интервал движения в минутах, количество троллейбусов на линии. Ну вот почему в Тольятти доносят информацию до людей, а в Самаре – нет?

И ещё один момент – бегущие строки в троллейбусах. По идее, на них должна выводиться информация о следующей остановке. Но у нас в Самаре технические специалисты не блещут умом в плане настройки бегущих строк. Или просто ленятся. Потому в Самаре на бегущей строке высвечивается только текущая дата и время. А то и вообще бегущую строку выключают. А что в Тольятти? А тут вам куча полезной информации: дата, время, номер маршрута, конечные остановки, следующая остановка и… …температура в салоне троллейбуса!

Конечно, всех этих технических новинок нет в старых «ЗиУ». Но всё равно, уезжая из Тольятти обратно в Самару, я снова понял: Тольятти – город для людей, а Самара – развалившийся колхоз.

Не так давно в Тольятти пришла партия из 15 новых троллейбусов «БКМ / АКСМ». Такие же есть в Самаре и успешно себя зарекомендовали. А скоро таких троллейбусов будет 40. Всё это позволит списать выработавшие свой ресурс троллейбусы и возобновить работу маршрутов №57 и №57к уже с 1 января будущего года. А ещё появится новый маршрут №18. Будет ли он работать вместо существующего, или же в Тольятти будет 2 разных маршрута №18, покажет время.

Напоследок хочу выложить немного июньский фотографий тольяттинских троллейбусов.

01.

02.

03.

04.

Ещё больше о транспорте Самары читайте в нашем сообществе

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s