Из истории внутригородского водного сообщения

В настоящее время в нашем городе действует 5 видов внутригородского общественного транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, метрополитен и такси. Но, когда-то, к числу видов внутригородского общественного транспорта относились электрическая железная дорога и речной флот. Вот про речные перевозки в черте города мы с вами и поговорим в настоящей статье.

 

Исторически Самара застраивалась вдоль волжского берега в северном направлении. Между Постниковым оврагом и Барбошиной поляной исторически располагался большой дачный массив. Вот он на карте 1927 года:

1927

Здесь располагались дачи и местных богатеев. В частности, дача Головкина, знаменитый «Дом со слонами». Из Самары до дачного массива ходили как конка и трамваи (ещё с дореволюционных времён), так и автобусы. Но пассажиропоток на дачном направлении был настолько велик, что потребовалось организовывать водное сообщение.

Представляем вашему вниманию данные из книги «Спутник по Самаре» 1929 года. В примечаниях сообщалось, что третий и пятый рейсы выполнялись только в период дачного сезона, а до Царевщины пароходы следовали только до спада воды.

 

Движение ВВЕРХ:

Самара Дрожжевой завод Головкинск Субботинск Барбашина поляна Красная Глинка Царевщина
8:00 8:20 8:50 9:00 9:10 10:00
10:00 10:20 10:50 11:00 11:10 12:00 12:45
12:00 12:20 12:50 13:00 13:10 14:00
16:15 16:35 17:05 17:15 17:25 18:15
18:30 18:50 19:20 19:30 19:40 20:30
20:30 20:50 21:20 21:30 21:40 22:30 23:45
0 км 5 км 13 км 15 км 17 км 27 км 36 км

 

Движение ВНИЗ:

Царевщина Красная Глинка Барбашина поляна Субботинск Головкинск Дрожжевой завод Самара
5:50 6:30 6:40 6:50 7:15 7:30
6:20 6:50 7:30 7:40 7:50 8:15 8:30
10:10 10:50 11:00 11:10 11:35 11:50
13:00 13:30 14:10 14:20 14:30 14:55 15:10
15:00 15:40 15:50 16:00 16:25 16:40
18:25 19:05 19:15 19:25 19:40 20:05
0 км 9 км 19 км 21 км 23 км 31 км 36 км

 

Как видно из приведённого расписания, на линии был задействован один пароход, выполнявший всего 6 рейсов в день. При этом, движение парохода осуществлялось с раннего утра до позднего вечера.

 

А это – сведения из карманного справочника пассажира по городу Куйбышеву за 1938 год. Отправление водных трамваев от речного вокзала осуществляется по следующему расписанию:

7:00 – до Гавриловой Поляны;

7:30 – до Поляны им. Фрунзе;

8:00 – до Гавриловой Поляны;

8:30 – до Поляны им. Фрунзе;

9:30 – до Гавриловой Поляны;

11:00 – до Гавриловой Поляны;

12:00 – до Поляны им. Фрунзе;

13:30 – до Поляны им. Фрунзе;

14:00 – до Гавриловой Поляны;

15:00 – до Поляны им. Фрунзе;

15:30 до Гавриловой Поляны;

16:30 – до Поляны им. Фрунзе;

17:00 – до Гавриловой Поляны;

18:30 – до Гавриловой Поляны;

19:30 – до Гавриловой Поляны;

20:30 – до Поляны им. Фрунзе;

21:30 – до Гавриловой Поляны;

23:00 – до Поляны им. Фрунзе.

Таким образом, ежедневно выполнялось 18 рейсов, из которых 8 следовали по укороченному маршруту до пристани Поляна им. Фрунзе.

 

Москва Ширяево

 

Согласно расписанию движения судов по Куйбышевскому порту в навигацию 1964 года, отправление речных трамваев на линии «Куйбышев – Красная Глинка» осуществлялось ежечасно с 6:00 до 22:00 по местному времени со следующими промежуточными остановками: Осипенко, Парк культуры и отдыха, КАТЭК, Водник, Поляна им. Фрунзе, Студёный овраг, Подгоры, Гаврилова Поляна. Весь путь из конца в конец занимал порядка 2 – 2,5 часов.

 

Вот что было написано по этому поводу в книге «Город Куйбышев 1957»:

 

Водное сообщение вдоль берега осуществляется комфортабельными теплоходами типа «Москвич». Через каждый час они направляются из речного порта вверх по Волге до Коптева оврага. Прогулка на катере «Москвич» – излюбленная прогулка жителей города летом не только в выходные, но и в будние дни.

 

Но не только ради водной прогулки пользовались жители нашего города речными трамваями. Это был комфортный способ добраться как до дач и санаториев, так и в отдалённые районы. К речному вокзалу и пристани Осипенко можно было подъехать на троллейбусе. К пристаням КАТЭК, Водник и Поляна им. Фрунзе подъезжали автобусы. А путь к пристани Парк культуры проходил от трамвайной линии через живописный парк.

 

Прошло время. И уже нет больше пристаней «Парк культуры и отдыха», «КАТЭК» и «Водник». Территория бывшего дачного массива превратилась в район элитной коттеджной застройки. От пристаней «Осипенко» и «Поляна им. Фрунзе» теперь осуществляются только рейсы на правый берег – к пристаням «Подгоры», «Гаврилова Поляна», Ширяево», «Богатырь» и «Зольное». А внутригородское водное сообщение прекратило своё существование несколько десятков лет назад.

 

Ещё больше о транспорте Самары читайте в нашем сообществе

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s