Почему исторический центр – направление гиблое?

Написав статью о том, как умирает автобусный маршрут №32, я в очередной раз задался вопросом: «Почему маршруты, следующие из Куйбышевского района и ближайших пригородов в район Хлебной площади и железнодорожного вокзала менее популярны среди пассажиров по сравнению с маршрутами, следующими в район автостанции «Аврора»? Вот подумал и решил поразмышлять на эту тему.

 

Для начала оговорка, чтобы читателям было проще меня понять. Лично я считаю, что в Самаре есть два центра: исторический и географический. Под историческим центром я понимаю часть города, расположенную между Хлебной площадью и проспектом Масленникова. Сюда я отношу и район железнодорожного вокзала. Под географическим центром лично я понимаю территорию между Московским шоссе и улицей Промышленности от проспекта Масленникова до улицы XXII Партсъезда.

 

И ещё одна оговорка. Говоря о транспорте, следующем в исторический, либо в географический центр города, я буду подразумевать участок маршрута между остановками «Кряж» (перекрёсток) и «Хлебная площадь», либо «Автостанция Аврора». Хотя, исключения всё-таки будут.

101А

В качестве иллюстрации к статье я выбрал фото «ГАЗели», работающей на маршруте №101а. Но это не значит, что речь пойдёт только про село Лопатино. Я проведу анализ по многим направлениям.

Рубёжный (посёлок и кладбище)

Согласно путеводителю по Куйбышеву за 1966 год, от Хлебной площади до совхоза «Рубёжный» ходили автобусы городского маршрута №33. В 1970-х годах этот маршрут сменил номер на 134, а от автостанции «Аврора» стали ходить автобусы нового маршрута №133. Уже в 1990-х произошла ещё одна перенумерация, в результате чего до Хлебной площади стали ходить автобусы маршрута №36, а до «Авроры» – №63. В пользу того, что жители Рубёжки активно ездили на «Аврору» говорит и тот факт, что экспресс до кладбища «Рубёжное» пустили именно от «Авроры», а не от Хлебной площади. Этот маршрут получил №133э (позже — №63э). Вот и сейчас автобусы маршрута №63 ходят куда чаще, чем единственный автобус маршрута №36, выполняющий по 3 – 4 рейса по утрам и вечерам.

 

Совхоз «Кряж», посёлки Водников, Кирзавод №6 и Озёрный

Долгое время автобусный маршрут №32 для жителей совхоза «Кряж», посёлка Водников и посёлка кирпичного завода №6 оставался единственным способом выбраться не только в город, но и к объектам районной социальной инфраструктуры. Какое-то время существовал маршрут автобуса №64 (до улицы Грозненской), но просуществовал он недолго. Поэтому, когда в районе посёлка кирзавода №6 появился новый посёлок Озёрный, через него до автостанции «Аврора» был продлён автобусный маршрут №26. Получив транспортную связь с «Авророй», чего никогда не было, жители указанных территорий стали активно пользоваться новым маршрутом. В итоге, автобусы маршрута №32 опустели, чего нельзя сказать об автобусах маршрута №26.

 

113 километр

Исторически сюда ходили автобусы только маршрута №17, которые доезжали до 116 км. В 1984 году маршрут №17 продлили до Хлебной площади. В начале 2000-х годов в посёлок 113 км пришёл автобусный маршрут №48а, позже получивший №76. А во второй половине 2000-х до автовокзала «Центральный» отсюда пошли сначала маршрутки №292 (через Кряж и ж/д вокзал), а потом их сменили маршрутки №215 (через «Аврору»). Маршрут №215 тут же обрёл популярность. А вот движение всегда переполненных (особенно в дачный сезон) автобусов №17 постепенно сошло на нет. Сейчас маршрут №17 работает исправно, но перевозит крайне мало пассажиров, в основном – пенсионеров.

 

Сухая Самарка

А вот здесь ситуация обратная. Маршрут автобуса №5д, следующий до Губернского рынка, популярен у жителей посёлка куда более, чем муниципальный маршрут №26 (до автостанции «Аврора») и коммерческий маршрут №66 (до автовокзала «Центральный») вместе взятые. Здесь срабатывает географический фактор, поскольку Самарский мост расположен значительно ближе к микрорайону, чем Южный. А про посёлок Гранный и говорить нечего, поскольку пригородный маршрут №119 – единственная «ниточка», связывающая этот посёлок с городом ещё с незапамятных времён (правда, раньше этот маршрут имел №132, а позже – №19).

 

Ну, что ж, с городом разговор окончен. Теперь речь пойдёт про населённые пункты в области.

 

Лопатино

Исторически сюда ходил автобус от площади Революции. Сначала он имел номер 135, а в 2000-х годах маршрут получил №101. Тогда же появился автобусный маршрут от автостанции «Аврора», получивший №101а. Чуть позже у маршрута №101а появились разновидности: №401 (через Яицкое) и №435 (до НПС «Дружба»). Со временем, коммерческие перевозчики, обслуживающие маршруты №401 и 435, стали работать по маршруту №101а. А по маршруту №101 (от пл. Революции) автобус стал ходить всего 2 – 3 раза в день. Не удивительно, что к началу 2010-х годов перевозки пассажиров по маршруту №101 были прекращены вовсе, а маршрут №101а (от автостанции «Аврора») продолжает работать. В отдельные дни на дублёре улицы Авроры можно наблюдать до 5 одновременно отстаивающихся «ГАЗелей» этого маршрута.

 

Чёрновский

Ещё в 2007 – 2008 годах существовала масса маршрутов под номерами 103 и 104 с различными индексами. Известно, что автобус №103а, отправлявшийся от автовокзала «Пригородный», следовал по улице Урицкого в район автостанции «Аврора». Поэтому сокращение маршрута до автостанции «Аврора» и одновременная замена «ПАЗика» несколькими «ГАЗелями» была вполне логичной. От площади им. Кирова в совхоз «Чёрновский» ходил автобус маршрута №104к. Ремонта Южного моста, производившегося в 2017 году, маршрут №103а, единственная «ГАЗель» по которому ходила 5 раз в день, уже не пережил. Весь пассажиропоток взял на себя маршрут №104к (пл. им. Кирова – Совхоз «Чёрновский»). Но пример закрытия маршрута до «Авроры»  – это исключение из правил, поскольку географически посёлок Чёрновский расположен ближе к Кировскому мосту, нежели к Южному.

 

Рощинский

Тот случай, когда с большей долей вероятности поездка на общественном транспорте в город и обратно невозможна. Но, всё-таки, и сюда когда-то ходили автобусы как от автовокзала «Пригородный», так и от автостанции «Аврора». Причём эти автобусы также ходили и в соседний посёлок Просвет. Затем коммерческие перевозчики стали осуществлять перевозки пассажиров по маршруту №139, только от автостанции «Аврора». В последние годы увидеть «ГАЗель» 139-го маршрута практически невозможно. Но, тем не менее, она ходит 3 раза в день. А вот от автовокзала «Пригородный» до Рощинского уже около 10 лет никакого автобуса (или маршрутки) не ходит.

 

Черноречье (Совхоз «Юбилейный»)

Как и в случае с посёлком Чёрновский, сюда можно добраться только от площади им. Кирова. Разница лишь в том, что изначально до совхоза «Юбилейный» автобусы ходили как от автостанции «Аврора» (№103к), так и от автовокзала «Пригородный» (№103). Автобусов маршрута №103 нет уже лет 10. А маршрут №103к постепенно «перебрался» с автостанции «Аврора» на площадь им. Кирова. В 2015 году из совхоза «Юбилейный» выполнялось свыше десятка рейсов до площади им. Кирова и всего 2 рейса – до автостанции «Аврора». Но село Черноречье расположено не просто рядом с Кировским мостом, а практически на выезде с него. Поэтому непопулярность маршрута на «Аврору» здесь также объяснима.

 

Южный город

Каждому жителю первых очередей микрорайона знакома проблема транспорта: легко уехать до «Авроры» или автовокзала «Центральный» (маршрут №141), но невозможно попасть в  район площади Революции и железнодорожного вокзала (маршрут №109). Вероятно, и здесь причиной отсутствия пассажиропотока в исторический центр города является географический фактор. И хотя с каждым днём в микрорайоне всё больше и больше жителей, пассажиров на 4 рейса по маршруту №109. выполняющихся только по будням, днём с огнём не сыскать. А вот маршрут №109к (до улицы Егорова) у «южногородцев» вполне популярен.

 

Новокуйбышевск

Маршрут №128 – это самый первый автобусный маршрут, соединивший Куйбышев и Новокуйбышевск. А сейчас этот маршрут практически прекратил своё существование. Большой автобус выполняет по маршруту №128 всего 2 рейса в день. И ещё в течение дня на этом маршруте задействованы 1 – 2 «ГАЗели». При этом нельзя сказать, что новокуйбышевцы перестали ездить на автобусах в исторический центр Самары. Автобусы и маршрутки №127, следующие более короткой дорогой, через 39 квартал и Сухую Самарку, всегда забиты под завязку. Маршрутки №492 и 429 также всегда полны пассажирами. Поскольку их маршруты охватывают центральную и северо-западную части Самары. Возможность без пересадок доехать из Новокуйбышевска до  Барбошиной поляны, телецентра, ТРК «Московский», ипподрома и других мест Самары делает маршруты №429 и 492 более популярными среди горожан.

 

Чапаевск

До тех пор, пока не появился маршрут №140а, связывающий Чапаевск с автостанцией «Аврора» и автовокзалом «Центральный», жители Чапаевска пользовались услугами только маршрута №140. Современные реалии таковы, что интервал движения автобусов по маршруту №140а не превышает 20 минут (обычно – 17 – 18 минут), в то время, как маршрутки №140 ходят раз в 30 – 35 минут. Это говорит о том, что и из Чапаевска люди ездят в основном в район «Авроры», поскольку на ж/д вокзал можно приехать и на электричке.

 

Верхняя Подстёпновка и Преображенка

Ещё год назад «ПАЗики» маршрута №77д ходили исправно, каждые 15 – 20 минут. Теперь же автобуса этого маршрута можно ожидать по 40 минут и так и не дождаться. Притом это единственный маршрут, заезжающий в Преображенку. А вот маршрут №429, который ещё пару – тройку лет назад ходил с интервалом, близким к 25 минутам (а иной раз и раз в 35 минут), сейчас наоборот ходит исправно.

 

Подъём-Михайловка

Село, куда теперь можно добраться исключительно на междугородных автобусах от автовокзала «Центральный», следующих в райцентры Большая Глушица и Большая Черниговка, а также в сёла Большеглушицкого и Большечерниговского районов. Раньше сюда ходил маршрут №105д (Автовокзал «Пригородный» – Подъём-Михайловка). В последние месяцы перед закрытием, автобус маршрута №105д ходил от автостанции «Аврора». Но пассажиропоток был крайне мал и маршрут №105 в итоге был отменён.

 

Красноармейское, Любицкий, Каменный Брод

В течение трёх последних лет автобусный маршрут от автовокзала «Пригородный» в эти населённые пункты работает нестабильно. Периодически на дверях автовокзала появляется объявление то об отмене маршрута, то о его возобновлении. Подробно о транспорте в Красноармейский район мы писали в этой статье.  Правда, с той поры прошло много времени. Автобус возобновил свою работу и в январе перевозки по маршруту №544 точно осуществлялись. Другое дело – автобусы «Самара – Пестравка», отправляющиеся от автовокзала «Центральный». Вот они всегда повезут согласно расписанию.

 

Совхоз «Молодая Гвардия»

Нельзя не сказать и о маршруте №392, который следует из совхоза «Молодая Гвардия» через весь город до посёлка Берёза. Аналогом маршрута №392 был маршрут №102 (пл. Революции – Журавли). В последний раз автобус по маршруту №102 можно было наблюдать в 2007 году. Не дожил до наших дней и маршрут №428 (Губернский рынок – Молодая Гвардия). Также имевший и городской номер – 284.

 

Вероятно, популярность направления «в географический центр» среди жителей Куйбышевского района Самары и ближайших пригородов объясняется тем, что в географическом центре более развитые транспортные развязки, в окрестностях которых сосредоточено максимальное число объектов различного профиля: социальной инфраструктуры, зон рекреации, торговых центров и т.д. Свою лепту в популяризацию направления «в географический центр» внесло и открытие торгового комплекса «Амбар».

 

Означает ли это, что направление «в исторический центр» в скором времени и вовсе перестанет быть востребованным среди жителей как Куйбышевского района Самары, так и жителей городов Новокуйбышевск и Чапаевск и жителей сельской местности? Или же популяризация направления «в географический центр» носит временный характер, пока не будет построен Фрунзенский мост?

Поживём – увидим…

Ещё больше о транспорте Самары читайте в нашем сообществе

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s